Новости

Способы перевода иностранных фразеологизмов и основные сложности для переводчика

Любая речь — это не просто набор слов для передачи смысла сказанного или написанного. Её глубина и богатство кроются в образности. Через выразительные слова и обороты можно передать целую гамму сложных мыслей и чувств.
Более глубоко и полно выразить какие-то идеи и эмоции помогут фразеологизмы — устойчивые словосочетания, которые обычно употребляются в речи в неизменном виде и несут определённую смысловую нагрузку. Часто слова, являющиеся часть фразеологизма, принимают не своё буквальное, а новое, ассоциативное значение. Это представляет особую сложность для переводчика, особенно если фразеологический оборот не имеет аналога в русском языке.

При отсутствии эквивалента специалисту необходимо подобрать выражение, которое лучше всего передаст смысл. Для этого есть несколько способов:
калькирование;
буквальный перевод;
калькирование с комментарием;
подбор приблизительного значения.
Вне зависимости от выбранного способа, перевод иностранного фразеологического оборота можно сравнить с разгадыванием ребуса.

Что нужно для успешного перевода иностранных фразеологизмов
Фразеологизмы неотделимы от географии проживания определённого народа, его истории, традиций, литературы и социокультурных особенностей. Многие выражения связаны с событиями прошлого, именами конкретных литературных персонажей. Появляются и новые фразеологизмы, ведь любой язык постоянно меняется, отвечая на изменения в окружающем мире.

Для успешного перевода фразеологизма необходимо проявить и творческий подход. Переводчик должен сначала правильно понять смысл выражения, а затем найти аналогичный фразеологический оборот в русском языке либо подобрать близкую аналогию. И подобный выбор лексики — это тонкое сочетание науки и творчества. Чтобы качественно выполнить работу, важен опыт и талант переводчика, а также его превосходное понимание стилистики языков.

Требования к переводчику
Мало переводить текст, следуя от слова к слову, важно также понять его общий смысл. Переводчик должен понимать происходящую в тексте ситуацию, чувствовать её эмоциональный фон. Кроме этого, обязательно нужно учесть жанр, стиль, предметную направленность и контекст произведения, где употребляется фразеологизм.

Переводчику могут отправлять тексты самой разной стилистической направленности. Например, детские произведения, публицистика, рекламные и технические материалы часто изобилуют фразеологическими оборотами, однако далеко не всегда их цель — усиление и украшение речи. Выразительность текста — это лишь одна из многих задач фразеологизма. Также устойчивые выражения часто применяются в качестве терминов науки и бизнеса, технологий и спорта, культуры и досуга. Переводчик должен найти баланс между точной передачей написанного и сохранением смысла оригинала вместе с его стилистическими, лексическими и эмоциональными особенностями. Этот навык достигается только путём долгой и кропотливой работы, в результате которой приобретается необходимый опыт.
Made on
Tilda